33 "СРЗ" Воскресенье, 19.05.2024, 19:08
Главная | RSS
Меню сайта

   «33-й СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД» МО РФ

Г. Балтийск


        Развитие судостроения и судоремонта на юге Балтийского моря связано с особенностями тех исторических периодов, через которые прошла эта древняя земля. Исключительно удобное географическое положение старого прусского города Пиллау (с 1946г. – Балтийск), на перекрестке морских путей, способствовало зарождению здесь уже в 1680 году корабельного промысла.
       В 1889 году в Пиллау на Русском острове был открыт Морской завод судостроительной фирмы «Шихау», который занимался ремонтом небольших катеров и судов.
       Во время Великой Отечественной войны, в конце апреля 1945 года, за двенадцать дней до капитуляции фашистской Германии, советские войска штурмом овладели городом-крепостью Пиллау. В боях за город погибло более 1800 советских воинов. Крепость имела очень удобное географическое положение на театре военных действий в районе Балтийского моря. Военно-политическое руководство страны незамедлительно определило статус Пиллау, как Военно-Морской базы 4-го Военно-Морского флота Балтийского моря.
       Город лежал в руинах, и все тяготы послевоенной разрухи и задачи по восстановлению города-гарнизона Пиллау легли на плечи краснофлотцев. Они занялись его восстановлением и приводили городскую инфраструктуру в соответствие с требованиями Военно-Морского Флота.
       Юридически завод введен в строй действующих судоремонтных предприятий ВМС СССР приказом Командующего 4-м ВМФ Балтийского моря адмирала Левченко за № 0132 от 14 июня 1945года. Так на базе бывших немецких судоремонтных мастерских был создан «Пиллауский судоремонтный завод» (Морской судоремонтный завод Балтийского флота) с подчинением техническому отделу тыла флота.
       Организаторами военного судоремонта стали первый командир военно-морской базы Пиллау капитан 1 ранга Н.Фельдман (впоследствии – контр-адмирал), инженер-капитан-лейтенант П.Хохлов, инженер-капитан М.Ципин. В июле 1945 г. завод возглавил первый начальник завода капитан 3 ранга Н.Чарторижский.
       Производственная деятельность завода началась в невероятно трудных условиях – ни одного кадрового рабочего. В первый рабочий день 28 мая 1945г. на работу вышли 70 старшин и матросов и 450 военнопленных немцев. Завод в то время представлял собой ряд полуразрушенных зданий без крыш, окон, дверей и оборудования. Инженерные сети были разрушены, электроэнергии и воды не было. Причальная стенка была сильно повреждена взрывами авиабомб, в заводской гавани были затоплены землечерпалки, пожарное судно, баржи и буксиры. В районе корпусного цеха был затоплен плавучий док. Промышленного оборудования почти не было. После штурма уцелели: один фрезерный, один сверлильный, три токарных станка и два сварочных агрегата. Энергетическая база была представлена одним передвижным дизель-генератором мощностью 25 квт.
       Краснофлотцы работали самоотверженно по 12-14 часов на восстановлении завода. Жили здесь же, оборудовав казарму в одном из восстановленных помещений. После трудового дня они строем уходили разбирать завалы в городе.
       Такой напряжённый труд позволил уже летом 1945 года восстановить водонапорную башню ёмкостью 10 м3 воды, смонтировать 300-киловаттный дизель-генератор, восстановить механический, моторный и электромеханический цеха. В срочном порядке комплектовался штат производственных рабочих и инженерно-технический работников.
       В первых числах июня 1945 года начался планомерный ремонт израненных и утомлённых в боях кораблей, и в первую очередь – тральщиков, единственного класса кораблей, для которых война не закончилась.
       Докование кораблей проводили в восстановленном доке, на заводских причальных стенках постоянно стояло в ремонте до 20 корпусов катеров и буксиров, поднятых трофейным плавкраном ОВСТ, грузоподъёмностью 60 тонн. Завод также занимался ремонтом торпедных катеров на судоподъёмном слипе в посёлке Камстигаль (ныне п. Севастопольский). Затем флот передал заводу два трофейных плавучих дока ПД-9 и ПД-10, грузоподъёмностью до 1500 и 2000 тонн. Эти доки были построены в Германии в начале XX-го века и при умелой и грамотной эксплуатации заводской команды прослужили верой и правдой до 80-х годов.
       Осенью 1945 года завод получил первый план зимнего судоремонта, предусматривающий ремонт более 100 кораблей и судов. Он был успешно выполнен. Рабочие трудились, не щадя своих сил. Большинство заказов они выполняли досрочно. Слабую производственно-техническую базу производства компенсировала рабочая смекалка, коллективная рационализаторская мысль. Невыполнимых заданий для судоремонтников не было. Здесь же в цехах изготавливали различные приспособления и инструменты. Каждый рабочий был рационализатором. Время было такое. Нищая и разрушенная войной страна, затянув пояс, уверенно восстанавливала свою экономику. Оборонное сознание поколения, выдержавшего кровопролитную войну, было обострено до крайности.
       21 февраля 1946 года приказом Командующего ЮЗМОРом вице-адмирала Н.Виноградова большая группа работников завода и личного состава судоремонтного батальона за обеспечение тральных операций была награждена орденами и медалями Советского Союза. Среди них электросварщик 1-го цеха И.Кривокрысенко и слесарь-дизелист цеха № 7, впоследствии начальник дизельного цеха Г.Иванов.
       В связи с переименованием 27 февраля 1946 года г. Пиллау в г. Балтийск, заводу было присвоено наименование «Судоремонтный завод в г. Балтийске», а в 1950 году – «33 Судоремонтный завод».
       К концу сороковых годов завод стал градообразующим предприятием, что налагало определенную ответственность и за развитие города. И завод оправдывал свое звание: восстанавливал инженерные сети города, ремонтировал дороги и подъездные пути, восстанавливал Северный мол. Первая и единственная в то время в городе школа №1 была восстановлена при помощи завода, коллектив которого взял над ней шефство. Долгое время эта школа имела статус «заводской», и дети заводчан исправно постигали в ней высоты знаний.
       До 1954 года завод находился в ведении Технического управления Балтийского флота, затем перешел в подчинение Главного управления судоремонтных заводов Военно-Морского Флота.
       Летом 1955 года коллектив завода отметил свой первый юбилей - 10-летие создания завода. Командовал заводом в это время подполковник-инженер Б. Алексеев. За эти годы было отремонтировано и восстановлено порядка 2000 боевых кораблей и вспомогательных судов Южно-Балтийского флота.
       В декабре 1955 г. был восстановлен единый Краснознаменный Балтийский флот. Корабли флота только за 1956 год прошли более 140 тысяч миль, участвовали в трёх дальних походах в южную и центральную Атлантику, в Северное море, принимали участие в тактических учениях на Балтике. Такая высокая наплаванность требовала постоянной технической поддержки, и завод постоянно выполнял оперативные и плановые заказы флота. Рабочие не считались с личным временем. В результате общих усилий рабочих и личного состава ремонтируемых кораблей большинство объектов сдавались флоту досрочно.
       Помимо ремонта кораблей, завод планомерно расширял и укреплял производственную базу. Так к 1958 году были построены литейный и кузнечный цехи, сданы в эксплуатацию электростанция и компрессорная, заасфальтированы дороги и подъездные пути к цехам. И это дало увеличение объема производства. Объем валовой продукции 1957 года превысил уровень 1946 года в два раза.
       В начале 1956 года коллектив завода выполнил большую работу по подготовке крейсера «Орджоникидзе», эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» к походу под вымпелом контр-адмирала В.Котова в Великобританию с официальным визитом главы Советского государства Н.С.Хрущёва. За эту работу коллектив завода получил благодарность командующего флотом адмирала А. Головко.
       Несмотря на то, что началом несения боевой службы на БФ считается июнь 1963года, первый дальний поход кораблей Балтфлота начался в мае 1957. Одиночное плавание базового тральщика БТ-484 по маршруту Балтийск – Александрия – Севастополь - Балтийск стало возможным благодаря проведённому коллективом завода подготовительному ремонту корабля. Самоотверженность и трудолюбие коллектива позволили выполнить поставленные задачи.
       В период «карибского кризиса» в 1962 году заводу было дано задание по отправке на Кубу ракетных катеров. Завод изготовил укрытия для них. Заказ был очень срочным, рабочие корпусных цехов № 1 и № 2 (начальники цехов А.Самосват и А.Кораблёв) работали по 14 часов без выходных, но задачу выполнили в срок.
       Одновременно с ремонтом кораблей развивалось и производство. В 1955 году был построен литейно-кузнечно-прессовый участок с установкой чугунолитейных и высокочастотных медеплавильных печей. Началась интенсивная плавка чугуна и цветных сплавов. Из серого чугуна на участке отливались балластины для кораблей-мишеней, монтажные плиты и большие рабочие лопастные колёса для поливных насосов. Ими завод удовлетворял потребность страны в насосах, используемых для орошаемого земледелия в Ставрополье и Крыму. Построен и введен в действие единственный на Балтике стенд для испытания якорных цепей.
       В сентябре 1956 года начальником завода был назначен подполковник Д.Вайсман, прослуживший в этой должности почти 13 лет. На предприятии помнят его как грамотного, исключительно трудолюбивого и требовательного руководителя, который вникал в каждую деталь производства и быта. При нём большое развитие получило строительство хозяйственным способом.
       В 1960-е годы хозяйственным способом были построены здания ремонтно-механического и деревообрабатывающего цехов, здания лесосушилки и новой проходной завода, а также произведены пристройки к корпусному по дереву и ремонтномеханичекому цехам.
       Техническая оснащённость цехов также росла, к имеющемуся трофейному оборудованию добавилось около 60-ти отечественных токарно-винторезных и сверлильных станков, другое металлообрабатывающее оборудование по всем цехам.
       Использовались внутренние резервы и для улучшения культурно-бытовых условий жизни рабочих завода. Большое внимание уделялось вопросу подготовки и воспитания кадров. Постепенно приобреталось и устанавливалось новое оборудование, осваивались более совершенные технологические процессы.
       Военно-Морской Флот перевооружался. Сменялись проекты кораблей. Назрела необходимость отойти от хозяйственного строительства. Потребовались совершенно новые перспективные подходы к развитию производственной базы завода.
       Правительство, учитывая потребности ВМФ в судоремонтной промышленности, приняло в 1968 году Постановление о реконструкции 33 судоремонтного завода в Балтийске. Главный морской проектный институт приступает к разработке технико-экономического обоснования и впоследствии – к разработке технического проекта завода. С 1 июля 1968 год за заводом утвердилось наименование «33 судоремонтный завод».
       В феврале 1971 года руководство заводом принял капитан 1 ранга-инженер Ю.Хмелевский. Сообразуясь с требованиями обстановки, в 1972 году было разработано и в следующем году утверждено технико-экономическое обоснование (ТЭО) на реконструкцию и капитальное строительство завода. По плану развития завода началось строимтельство блока цехов с современным оборудованием, мощными подъемными устройствами и подъездными путями. Построены ремонтный пирс, новая котельная, складские помещения, участок химической очистки труб. Проведена реконструкция плавдоков, электроснабжения, водозаборных сооружений и ряд других объектов.
       Производственные площади завода увеличились в 1.5 раза, намного улучшилась техническая оснащенность, расширились технические возможности для ремонта кораблей флота.
       Снова, после многолетнего перерыва, заводу придали судоремонтную роту с Северного флота, которая впоследствии выросла до батальона. Началось активное освоение ремонта кораблей новых проектов (пр. 35, 204, 1171, 1232, 1205,1241).
       В 1980 – 1981 годах на завод поступили новые плавдоки ПД-33 и ПД-8, грузоподъёмностью по 4500 тонн. Это позволило начать докование больших десантных кораблей, сторожевых, транспортных судов и танкеров Балтийского флота.
       Много внимания уделялось реализации плана социального развития коллектива. В момент создания завода ему было передано 12 старых жилых домов. С 1948 по 1980 г. построено 17 жилых многоквартирных домов. В 1980-1981 годах построено общежи¬тие для рабочих на 116 комнат и 75-квартирный жилой дом.
       Организовано два детских сада, для одного из них построено новое здание по типовому проекту. Выстроен заводской клуб, в котором проводились различные массовые мероприятия, работал коллектив художественной самодеятельности.
За сравнительно короткую историю своего развития на заводе сложился друж¬ный, трудолюбивый коллектив. Многие рабочие связали свою судьбу с заводом в первые годы его становления и развития, закладывались основы хорошо известных и уважаемых поныне трудовых династий Антиповых, Вороновых, Вермейчук, Кривокрысенко, Чигир.
       К середине 1980-х годов, когда заводом руководил капитан 1 ранга В. Тарасенко, были построены и сданы в эксплуатацию первая пусковая очередь блока цехов, ре¬монтные причалы с портальными кранами, новая котельная с мазутонасосной, сливной эстакадой, подъездными железнодорожными путями, новая разгрузочная площадка с краном, водонасосная и станция пожаротушения.
       Производственные мощности предприятия значительно увеличились. Завод приступил к комплексному ремонту вооружения и военной техники. Был создан новый цех по ремонту радиоэлектронного вооружения и корабельной автоматики. Начался новый этап развития завода.
       С середины 1980-х годов, под руководством капитана 1 ранга Л.Брычука, завод осваивал передовые технологические процессы судоремонтного производства. Были вве¬дены в эксплуатацию новые производственные участки по ремонту систем гидравлики, ремонту редукторов трансмиссий КВП, топливной аппаратуры, средств связи и навига¬ции, радиолокационного и гидроакустического вооружения. В новых плавдоках освоили ремонт более чем восьмидесяти проектов кораблей и судов ВМФ. Выполнили переобору¬дование судов проекта 503 (сейнер-траулер) в средние разведывательные корабли. Это была очень сложная работа, потребовавшая освоения судостроительных технологий, начали освоение ремонта судов, находящихся под надзором Российского Морского Регистра Судоходства.
       В это же время заводчане впервые были приняты в ремонт гражданские суда типа «Балтийский», тунцеловы (пр.1348).
       Новые хозяйственные условия потребовали совершенно новых подходов в реше¬нии производственных проблем. Начальник завода с 1992 года капитан 1 ранга (впо¬следствии - контр-адмирал) В. Фёдоров решительно реформировал основные подраз¬деления производственного цикла, создал службу маркетинга и внешнеэкономических связей, заложил основы самостоятельного хозяйствования для привлечения внебюджет¬ных средств. Чтобы загрузить производственные мощности помимо объектов ВМФ, завод значительно увеличил объем ремонта судов рыбопромыслового флота - средних моро¬зильных траулеров, морских буксиров; выполнил капитально-восстановительный ремонт трех креветочных траулеров «Леда», транспортных судов типа «река-море», освоил процесс разделки ко¬раблей на металлолом.
       В начале 1990-х годов завод освоил ремонт кораблей проектов 205 П, 1241-2, 1400, 1415 П Федеральной пограничной службы, перебазированных в Балтийск из стран Бал¬тии.
       Но наступили 1990-е годы. Непродуманное реформирование всего государственного устройства и другие факторы привели к резкому сокращению финансирования ВМФ в целом и судоремонта в частности.
       Экономический кризис в стране 1997-1998 гг. затронул и наш завод. Генеральный за¬казчик — ВМФ - значительно сократил пакет заказов. В 1998 г. оплата по счетам за выпол¬ненный судоремонт составила лишь 27 %. Завод был поставлен на грань выживания. Такого тяжёлого финансово-экономического положения завод не знал за все годы сво¬его существования.
       В это кризисное время начальником завода был назначен капитан 1 ранга С.Крестников - руководитель, поставивший задачу не только выжить в этом бушующем море экономического хаоса, но и развиваться дальше, продолжать ремонт военных кораблей, сохранить производственный потенциал завода.
       Энергичные действия командования по реорганизации производства и привлечению внебюджетных средств, активному поиску заказчиков, в т.ч. и иностранных, освое¬ние ремонта гражданских судов и многие другие неординарные решения позволили за¬воду не только выжить, но и продолжить своё развитие.
       В это время было закуплено и внедрено высокопроизводительное оборудование по обмыву, очистке и окраске корпу¬сов кораблей в доке. Сроки докования кораблей сокращены до 12 -14 суток. Высокие темпы ремонта наряду с хорошим качеством, применение новых материалов, новые технологических процессов позволили заводу успешно конкурировать с предпри¬ятиями стран Прибалтики.
       Внебюджетные средства, заработанные на ремонте гражданских судов, позволили не только развивать производство, но и наладить кре¬дитование военного судоремонта, продолжить ремонт кораблей Балтийского флота, вос¬становление его боеспособности.

       Так только за последние шесть лет номенклатура отремонтированных и отдокованных кораблей и судов составила более 78 проектов, среди которых доковый ремонт:
       - пр. 877 (ПЛ), 11352 (СКР «Пылкий»), В-304 (ПМ- 86), 775 (БДК с насыщением оборудования иностранного производства);
       - пр.205П, 1241-2, 1400, 1415П Федеральной Пограничной службы;
       - ремонт танкеров типа «Ельня» и «Кола» с выполнением ремонта главных двигателей фирмы «Бурмейстер и Вайн»;
       - выполнен комплексный ремонт гражданских судов «Сибирский» (пр.292 и 0225), «Сормовский» португальской постройки (пр. 488), «Амур» (пр.92-040) и др.
       Одним из важнейших факторов, сделавших завод конкурентоспособным, стало уверенное внедрение пескоструйной очистки корпусов судов и кораблей, окраска современными красками с применением установок БВР.
       Завод приобрел комплект аппаратов пескоструйной очистки, аппаратов БВР, аппаратов для обмыва корпусов водой под высоким давлением. Был приобретен дизель-компрессор и новый двигатель для выполнения комплекта и поддержания всего этого оборудования в рабочем состоянии при интенсивном использовании.
       С выполнением восстановительных работ на отслуживших срок понтонах ПД-10 удалось частично решить проблему с выгрузкой для ремонта и размещением крышек люковых закрытий гражданских судов и обеспечить возможность докования длинномерных судов пр. 0225, 488, 292.
       Вложены значительные средства в ремонт плавдоков, обновляется и пополняется оборудование в цехах и на производствах. Так за последние годы приобретен универсальный фрезерный станок со столом 1200 мм, универсальный токарный станок и токарный станок для обработки валов валопроводов.
       Введена в строй заводская электростанция мощностью 750 кВт, новая заводская столовая. Работает оздоровительный комплекс.
       33 Судоремонтный завод готовил СКР «Пылкий» к боевой службе в Средиземном море, эсминец «Настойчивый» - к походу в Кейптаун и вокруг Африки, эсминец «Беспо¬койный» и все остальные корабли Балтийского флота - к ежегодным международным учениям «Балтопс», СКР «Неустрашимый» - к обеспечению визита Президента России В. Путина в Великобританию.
       Все оперативные и плановые задачи БФ выполняются при технической поддержке 33 СРЗ, расположенного в главной базе Балтийского флота.
       Судоремонтное производство завода, которым руководит заместитель начальника завода по производству А. Марченко, уверенно выполняет полный цикл ремонта кораб¬лей ВМФ и гражданских судов. Высокий уровень производства позволил получить лицензии на все виды судоремонтной деятельности.
       Центральная заводская лаборатория завода аккредитована Военным Морским Регистром, Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Госгортехнадзором России на право выполнения работ по практически всему спектру химических, физических, технических, радиографических исследований и испытаний, необходимых в процессе ремонта кораблей и судов.
       Завод сегодня – это:
       - порядка 600 работающих, из которых 280 – производственные рабочие;
       - четыре основных производства: доковое, электромеханичекое, дизельно-ремонтрое и корпуское;
       - вспомогательные: энергоремонтное производство и капитанская служба;
       - центральная заводская лаборатория;
       - два автономных плавучих дока, ПД-8 и ПД-33, г\п по 4500 тонн, позволяющие поднимать суда длиной до 125 метров4
       - портальные краны г\п по 32 тонны;
       - оборудованные причалы общей длиной более полутора километров и глубиной до 8 метров;
       - подъездные железнодорожные пути с разгрузочными площадками, оборудованными козловыми кранами;
       - мазутонасосная станция с ж\д путями, сливной эстакадой и резервуарами общей емкостью 15 000 тонн для хранения нефтепродуктов.
       Вспомогательная инфраструктура завода, которой руководит главный инженер, про¬должатель династии руководителей отечественного военного судоремонта, капитан 2 ранга М. Брычук, выполняет техническую и технологическую поддержку производства. За¬водская котельная, самая крупная в городе, в комплексе с мазуто-насосной станцией и подъездными железнодорожными путями, фактически является отдельным мощным про¬изводством в составе завода, обеспечивающим теплом и уютом 70% жилищного фонда города.
       Как и в прежние времена, завод держится на энтузиастах и профессионалах своего дела.
       Самоотверженный труд коллектива «33 СРЗ» МО РФ на всех этапах истории завода обеспечивал выполнение главной задачи – поддержание на высоком уровне боеготовности кораблей дважды Краснознаменного Балтийского флота..
       Коллектив завода уверен в дальнейшем развитии и процветании предприятия. Заводчане, крепко держащие в своих натруженных руках будущее своего судоремонтного завода – суть и гордость этой западной точки нашей Родины, ее совесть и будущее.


 

Поиск

Коммерсант

33 "СРЗ" Иванов Д.А. © 2024 Рейтинг@Mail.ru