ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ОАО «33 Судоремонтный завод»
В 1889 году в старинном прусском городе Пиллау (с 1946
года – Балтийск) на Русском острове
создаётся Морской завод Данцингской судостроительной фирмы «Шихау», который
занимался ремонтом небольших катеров и судов ВМС Германии.
До мая 1945
года прусский завод был известен, как Пиллаусский морской завод Германии.
Юридически завод введен в разряд действующих судоремонтных предприятий ВМС СССР приказом Командующего 4-м ВМФ Балтийского моря
адмирала Левченко за № 0132 от 14 июня
1945 года. Для организации военного
судоремонта на базе Пиллаусского морского завода начальник технического отдела
БФ назначил инженер-капитан-лейтенанта Хохлова Павла Михайловича. Одновременно
с этим было отдано приказание командиру судоремонтного батальона в Ленинграде о
направлении в Пиллау одного судоремонтного взвода. Захватив с собой материалы и
запасные части со складов технического отдела ЛенВМБ, колонна автомашин 25 мая
1945 года прибыла в г. Пиллау.
26 мая 1945 года на завод прибыл Командующий
Юго-Западным морским оборонительным районом (ЮЗМОР) вице-адмирал Виноградов
Н.И. и поставил первым организаторам завода три основные задачи:
-восстановить разрушенные здания и ввести в строй основное оборудование
завода;
-обеспечить ремонт кораблей, в первую очередь – тральщиков, занятых
боевым тралением;
-оказать
помощь инженерному отделу военно-морской базы в восстановлении водоснабжения
и энергетики базы.
27 мая 1945 года
инженер-капитан-лейтенант Хохлов П.М. подписал приказ №1 об организации
Пиллаусского судоремонтного завода и назначил исполняющим обязанности Главного
инженера - инженера-капитана М.М. Ципина, Главного механика - старшину 1 статьи
Резниченко и других специалистов. В этот же день прошло первое производственное
совещание руководящего состава завода по реализации плана восстановления завода
и организации судоремонта.
1
июля 1945 года на завод прибыл первый официальный начальник завода – капитан 3
ранга Чарторижский Николай Леонтьевич, а 3 июля – Главный инженер завода –
инженер-капитан 3 ранга Сешко Иван Петрович. Инженер-капитан-лейтенант Хохлов
П.М. был назначен Главным строителем.
К середине лета 1945 года на заводе уже
работали слесарно-механический, дизелеремонтный и электротехнический цеха,
подняли и ввели в строй затонувший у причала плавучий док, отремонтировали и
частично углубили причальные стенки. Завод успешно осваивал ремонт больших
охотников пр. 122Б, буксиров, катерных тральщиков – 100-тонников, торпедных
катеров Г-5, вспомогательных судов.
Начиная
с 1945 года, каждую зиму на ремонт становились паровые землечерпалки и
землесосы ЗМС-6. Все четыре землечерпалки с шаландами (т.н. караваны) очень
интенсивно работали на дноуглубительных работах в гаванях Военно-Морской базы и
на акватории завода, вывозя в море тысячи тонн ила и грязи.
Наличие
незамерзающих гаваней завода, оборудованных причалов, доков, квалифицированных
специалистов позволило освоить за истекшие 61 год ремонт более 80 проектов
военных кораблей и вспомогательных судов Дважды Краснознаменного Балтийского
флота.
С конца 80-х годов прошлого века завод
освоил ремонт гражданских судов рыбопромыслового флота, нефтеналивных,
сухогрузов и научно-исследовательских судов.
Экономический
кризис в стране 1997-1998 годов затронул и наш завод. Генеральный заказчик –
ВМФ – значительно сократил пакет заказов, в 1998 году оплата по счетам за
выполненный судоремонт составила лишь 27%. Завод был поставлен на грань
выживания. Такого тяжёлого финансово-экономического положения завод не знал за
все годы своего существования.
Одним
из важнейших факторов, сделавших завод конкурентоспособным, стало уверенное
внедрение пескоструйной очистки корпусов судов и кораблей, окраска современными
красками с применением установок БВР.
Завод
приобрел комплект аппаратов пескоструйной очистки, аппаратов БВР, аппаратов для
обмыва корпусов водой под высоким давлением. Был приобретен дизель-компрессор и
новый двигатель для выполнения комплекта и поддержания всего этого оборудования
в рабочем состоянии при интенсивном использовании.
С
выполнением восстановительных работ на отслуживших срок понтонах ПД-10 удалось
частично решить проблему с выгрузкой для
ремонта и размещением крышек люковых закрытий гражданских судов и обеспечить
возможность докования длинномерных судов пр. 0225, 488, 292.
Вложены
значительные средства в ремонт плавдоков, обновляется и пополняется
оборудование в цехах и на производствах. Так за последние годы приобретен
универсальный фрезерный станок со столом 1200 мм, универсальный токарный станок
и токарный станок для обработки валов
валопроводов.
Завод
оказался на высоте и при решении государственной задачи в организации ремонта
ВВТ в условиях Калининградского региона. Были найдены собственные средства для
начала подготовки производства к ремонту танковых двигателей, дизельных
двигателей тепловозов и спецтехники.
Введена
в строй заводская электростанция мощностью 750 кВт, новая заводская столовая.
Работает оздоровительный комплекс. В 2008 году Завод акционировался и перешел на новую веху развития путем интеграции в открытое акционерное общество "Об
Завод сейчас – это:
- четыре
основных производства: ДП, ЭМП, ДРП, КП;
-
вспомогательные: энергоремонтное производство и
капитанская служба;
-
центральная заводская лаборатория;
- два
автономных плавучих дока, ПД-8 и ПД-33,
г\п по 4500 тонн, позволяющие поднимать суда длиной до 125 метров4
-
портальные краны г\п по 32 тонны;
-
оборудованные причалы общей длиной более полутора километров и глубиной до 8
метров;
-
подъездные железнодорожные пути с разгрузочными площадками, оборудованными
козловыми кранами;
-
мазутонасосная станция с ж\д путями, сливной эстакадой и резервуарами общей
емкостью 15 000 тонн для хранения нефтепродуктов.
Остальную информацию смотрите сдесь
|